foxina_engineer

Categories:

Спектакль "Пастырь". О Сталине, коммунизме и нашей сегодняшней жизни

В воскресенье прошлое воскресенье 3 ноября я посетил спектакль «Пастырь» в театре «На досках». Главный режиссер и драматург театра — С.Е. Кургинян.

На спектакле присутствовал А.А. Проханов, которого я вижу второй раз за короткое время в театре.

В самом спектакле поднимается множество тем, но главная - это конечно вопрос о сущности Сталина. Кем он был? Это вопрос крайне не простой. И подходить к нему с обычными мерками нельзя. Ну так на то и мистериальный спектакль, чтобы копнуть поглубже.

А что может быть глубже, чем библейские образы овец, волков и пастырей? Из названия ясно, что в спектакле приходят к выводу о том, что Сталин - это пастырь.

Но ведь мало сказать, что Сталин — это пастырь! А что делает пастыря пастырем? Чем он отличается от волков? И что такое овцы? Притом, что сам персонаж Сталина называет себя волком и не очень то и хочет признавать себя пастырем... Как вообще разрешается вся эта коллизия?

Ответ на эти вопросы требует погружения в очень глубокую метафизическую проблематику. Собственно говоря, спектакль это и делает. И иначе, чем средствами и приемами мистериального театра, ответа на такие вопросы, как мне кажется, и не добыть.

Нет, можно в очередной раз перечитать отрывок о романе духа и души из книги Томаса Мана «Иосиф и его братья». Но в лучшем случае это даст лишь понятийно-категориальный аппарат для обсуждения и размышлений. Это, конечно вещь необходимая, но совершенно недостаточная.

Потому что совершенно не ясно как все это происходит не на уровне космогонических рассказов, а в применении к жизни отдельно взятого человека. Например в жизни Сталина. Что Сталина превратило в пастыря? Что он такого пережил, что стал тем, кем стал?

Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"
Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"

Конечно  же сумасшедшие сторонники строгой научности проблематизируют такие рассказы. Мол не доказано, что так оно и было! Так ведь никто и не спорит, что не доказано. Но тут надо сказать, что в биографии Сталина, особенно в том, что касается его детства, вообще мало что известно со 100% достоверностью. Даже с датой рождения есть проблемы. Но ведь это же не означает, что в виду отсутствия 100% доказательств тему вообще не следует поднимать! Еще как надо! Особенно, если учесть влияние Сталина на историю России, которое, между прочим, со временем от чего-то не ослабевает. И если ее не будем поднимать мы, то это совершенно точно сделают наши враги. Тогда получится, что их точка зрения не встретит никакого сопротивления! А если встретит, то вот ту, основанную на строгой научности, но которая в силу недостатка материалов и в силу внутренней эмоционально-волевой ограниченности, свойственной строгой научности, легко окажется побитой. Точно также, как это случилось в СССР, когда коммунизм превратили в сухую и безжизненную теорию (А Ленин, между прочим, говорил об учении Маркса), а потом на него обрушилась вся эмоционально-волевая мощь антисоветской мифологии.

Но вернемся к овечье-волчьей коллизии. Откуда берутся волки и овцы? В спектакле «Пастырь» об этом не говорится, но этот вопрос, правда в некотором ином преломлении, поднимается в спектакле «Бой» того же театра. Разделение людей в данном случае есть отражение природного закона, закона иерархии и закона взаимного пожирания.

В этом смысле коммунизм ставит сверхзадачу освобождения общества от такого закона. В этом же и заключается суть Марксовой формулы о переходе общества из царства необходимости в царство свободы! В спектакле «Пастырь» есть такой образ героя грузинской мифологии великана Амирани, который увидел, что люди едят хлеб, смоченный их же кровью. И он захотел это исправить, и стал выжимать кровь из людского хлеба! Люди должны есть хлеб без крови! Хлеб без крови — это очень сильный символ! И всё это впитывали горийские мальчишки Иосиф Джугашвили и Симон Тер-Петросян... А потом была Великая Октябрьская социалистическая революция, которая провозгласила идею построения нового общества. Такого общества, которое будет построено не на принципе взаимного пожирания!

Если кто-то полагает, что это вопросы, оторванные от реальности, истории и практики, то этот кто-то очень плохо в этой самой реальности, истории и политике разбирается.

Например, есть такой фундаментальный вопрос о причинах краха СССР Почему это произошло? Из-за предателя Горбачева? А почему он смог сделать все то, что сделал? А смог он это, потому что советские люди во многом превратились в овец. С.Е. Кургинян не раз приводил высказывание азербайджанского аналитика, которое очень емко характеризовало тогдашнюю ситуацию: «Это общество ням-ням, которое может зарезать один волк». Тут что «ням-ням», что овцы - все едино.

Горбачев и оказался этим волком. В этом смысле очень показательна вот эта сценка сатирика Хазанова 1990 года. Там все сказано. И сказано прямо. Я не хочу демонизировать ни Хазанова - исполнителя, ни Альтова - сочинителя. В конце концов, «когда строку диктует чувство»... Главное, что зал хохочет. Вот только интересно, а что потом сталось с этими людьми. И соотнесли ли они сказанное тогда со сцены с постигшей их судьбой? Они поняли, что овцами, которых будут драть волки — это они?!

Вообще, конечно, понятно, что такие образы, очень не хочется примерять на себя. Но это нужно сделать. На то и театрально-мистериальное действо, чтобы соприкоснуться с этой историей, с этой коллизией, чтобы увидеть себя в ней или свое несоответствие тебя и того, что явлено. 

И надо сказать, что конечно же спектакль такому соприкасанию очень и очень способствуют. Актеры, которые взывают к залу, они же имеют в виду и всех бывших граждан СССР вообще, и всех присутствующих в театральном зале и каждого зрителя конкретно. Я попытаюсь вглядеться в это зеркало.

Обратите внимание на кепочки.
Обратите внимание на кепочки.

Мы, дети перестройки, которые выросли в 90-ые разве в чем-то не похожи на персонажей мистерии?

В чем-то безусловно сходство есть. Наше детство прошло в ситуации, когда волки терзали окружающих нас людей. Они закрывали заводы, закрывали КБ, уничтожали целые индустрии. Они грабили общество и упивались своим богатством, властью и безнаказанностью. 

Все это оборачивалось миллионами искалеченных судеб. Кто-то погиб, участвуя в бандитских разборках, кто-то погиб в результате гражданских войн, миллионы бежали со своих мест, кого-то убили, кто-то спился, кто-то сошел с ума. Сколько молодых людей были духовно растлены? Сколько молодых людей, мальчишек и девчонок стали беспризорниками? Я помню, как у нас в доме в 90-х валялись пакеты с клеем, который нюхали эти молодые люди. Сколько людей еще были истерзаны, ограблены, обворованы, изнасилованы, брошены на произвол судьбы?

И все это мы, дети, выросшие в 90-х, воспринимали и видели. Тирания злых людей торжествовала. А пастырей не было. В этом смысле я не могу не обратить внимание на слова из фильма Тарантино о пастырстве. Казалось бы где Тарантино, а где эта тема, но тем не менее. Слова бандита Джулса говорят о том, что волк и пастырь в чем-то похожи. А похожи они в том, что не являются овцами. А особенность овцы в том, что она является слабой.

«Правда в том, что ты слаб, а я тирания злых людей!» Эти слова очень точный диагноз и очень неприятный. Вопрос в конечном счете заключается не в том, что у тебя есть пистолет, а в чем-то другом. В состоянии твоего духа.

Но вернемся к спектаклю. Чем же мы отличаемся от героев мистерии? Они же точно же как и мы видели бесчинства и страдали от них. Вот только они превратились в мстителей. А мы нет. А в чем отличие?

Я вижу два существенных отличия. Во-первых, Сталин и Камо выросли на культуре своего народа и на высоких образцах русской культуры. Они впитали в себя легенды об Амирани и русскую классику. А это очень благодатная почва для прорастания революционных зерен. Мы же во многом оказались отрезаны от такой культуры. Вместо фольклора и высокой классики мы смотрели голливудские поделки и читали низкопробную лабуду. Нет, конечно было и что-то другое, но низкопробщина заняла весьма существенную нишу нашего культурного багажа.

А во-вторых, в спектакле прямо говорится, что едва ли не решающим и преобразующим в жизни двух мальчиков стала казнь двух крестьян, которые убили князя Амилахвари. Убили они его за то, что князь отомстил крестьянину за победу в скачках, на которых сам же князь и вынудил его участвовать.  Отомстил князь, убив невесту одного из крестьян. Перед смертью два друга сказали, что жители Гори будут преданы проклятию, если не отомстят… Мальчики и отомстили.

Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"
Фрагмент спектакля "Пастырь" Театр "На досках"

То есть, к по-настоящему великим делам Сталина да и Камо (кто знает, что бы еще мог сделать этот человек, если бы не погиб так рано) подвигло сопротивление тем нечеловеческим (и в этом смысле волчьим) бесчинствам князя со стороны двух простых крестьян. Тут же можно вспомнить про Ленина и казнь его брата Саши.

В этом смысле, наверное, очень важная мысль, которую я вынес из спектакля заключается в том, что нельзя недооценивать поступки одного человека. Быть может один поступок одного человека, который сделал что-то по настоящему, правильно и до конца, наплевав на все, быть может такой поступок окажется тем самым снежком, который запустит лавину необходимых преобразований. Сначала в людях, которые некоторым образом превратятся в пастырей. А потом эти пастыри преобразуют мир. И кто знает к каким высотам такие преобразования способны привести человечество. Быть может невероятный по замыслу и масштабу замах коммунистов на царство свободы для Человека и Человечества будет воплощен!

Вера в Это заставляет совершенно иначе взглянуть на себя и на свою жизнь. Если каждый поступок настолько важен, то и относиться к каждому поступку необходимо куда как более ответственно.

Недаром же пелось в революционной песне:

Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

Пусть нас по тюрьмам сажают,

Пусть нас пытают огнем,

Пусть в рудники посылают,

Пусть мы все казни пройдем!

Если погибнуть придется

В тюрьмах и шахтах сырых, —

Дело, друзья, отзовется

На поколеньях живых.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded