foxina_engineer

Categories:

Сериал «Друзья», или о привлекательной повседневности

Сериалу «Друзья» в сентябре 2019 года стукнуло 25 лет! Друзья - это один из самых популярных, если не самый популярный телесериал в мире. А вчера телеканал HBO анонсировал продолжение картины.

При этом, самое интересное и в общем-то парадоксальное обстоятельство заключается в том, что колоссальный зрительский интерес и популярность достигаются за счет показа повседневности! 10 сезонов зрителю показывают обычную жизнь обычных людей и имеют грандиозный успех!

Нет, повседневность и раньше присутствовала в американских сериалах. В конце концов все мыльные оперы об этом. Однако, по популярности и ее продолжительности «Друзья» на несколько голов их превзошли. Так,  если посмотреть на рейтинги сериалов, составляемых зрителями на наиболее посещаемых порталах, посвященных медиапродукции (например западный imdb или российский «кинопоиск»), то мы увидим, что «Друзья» с большим отрывом побеждают у прочих шоу о повседневности. Если на imdb произведение занимает 40 строчку списка, то на портале «кинопоиск» - 2 (вторую)!

Чем же обусловлен зрительский интерес в нашей, да и не только нашей, стране к данному произведению? Для понимания аномалии нужно посмотреть на те сериалы, которые занимают первые места рейтингов. В них показаны приключения людей, профессии которых, связанных с риском, вопросами жизни и смерти. Герои этих картин - это полицейские или врачи, на худой конец бандиты. Другой тип популярных сериалов - это произведения о вымышленных мирах или будущих временах, то есть фантастика или фэнтэзи. В любом случае, что героический эпос про полицейских или бандитов, что повествование о покорителях дальнего космоса или перипетии кровавой борьбы за власть в вымышленном мире  - все это антиповседневность! Это то, от чего рядовой зритель крайне далек. И потому ему интересно уйти от своих обычных будней в привлекательный и необычный мир приключений.

Но сериал “Друзья” рассказывает о буднях и повседневности! В нем, строго говоря, нет ничего необычного в плане событий и героев. В нём нет даже реальных событий, потрясших страну или весь мир

Судите сами, герои сериала - это шесть жителей города Нью-Йорк. Они не являются ни полицейскими, ни врачами, ни бандитами. Они вообще не являются какими-то героическими или выдающимися личностями. Их профессии - это вполне обычные профессии городских жителей. Росс - ученый, палеонтолог, Джо - актер, который до получения постоянной роли в дневном телешоу, часто вынужден прибегать к случайным заработкам, Чендлер - сначала работает в какой-то корпорации по части статистического анализа, потом переходит в рекламу, Моника - повар, Рэйчел - сначала официант, потом работает в индустрии мод, Фиби - массажистка. Разве можно говорить об этих профессиях как о тех, в которых едва ли не каждый день случаются героические или драматические события? Очевидно, что нет.

Кстати о событиях. События в сериале также не выходят за рамки обычной жизни. Нам показывают эпизоды, с которыми сталкивается практически каждый человек: посиделки с друзьями, вечеринки, различные ситуации на работе, повышения, увольнения, праздники, походы в кино и на спектакли, свадьбы, разводы, рождение детей, похороны, поездки на отдых. То есть, все как у всех. 

Но может быть нам показывают жизнь людей в какое-то особенное время в истории США? Возможно «Друзья» - это такой эпос американской жизни (что-то вроде советского «Вечного зова») и потому он столь интересен для зрителя?

Для сравнения. Кадр из советского многосерийного фильма "Вечный зов"
Для сравнения. Кадр из советского многосерийного фильма "Вечный зов"

Опять же не получается. Дело в том, что выход сериала в свет состоялся в 1994 году, выпускался он на протяжении 10 лет, и в 2004 завершился. Картина описывает то время, когда его показывали. То есть, в момент выпуска он рассказывал не про прошлое или будущее, а про настоящее время. За это время в США случилось достаточно много важных событий. Например, за эти годы америка участвовала во множестве военных конфликтов: Югославия, Ирак, Афганистан. В годы выпуска сериала в США случилось такое экономическое потрясение как «крах доткомов». В конце концов, в 2001 году штаты потрясла атака террористов на башни-близнецы Всемирного торгового центра, которые находились, между прочим, в Нью-Йорке!

Ничего из вышеперечисленного не отражено в «Друзьях» от слова совсем! Поэтому данный сериал является чем угодно, но не эпосом!

За счет чего же тогда авторы добились популярности своего сериала? Как так получилось, что повседневность воспринимается настолько обаятельно?

Первое, что здесь бросается в глаза - это то, что сериал акцентирован на том или ином досуге героев, то есть жизни вне работы. Основные места, где показывают «друзей» - квартиры, где они проживают, кофейня, а также рестораны, стадионы, больницы и т.д. При это нельзя сказать, что тема работы никак не раскрыта. Безусловно в сериале много эпизодов, где показываются какие-то приключения героев на работе. Более того, развитие карьеры героев является одной из сюжетных линий сериала. Но тем не менее,  подавляющее большинство времени «друзей» показывают вне работы. 

Очень похожая ситуация с детьми.  Дети у некоторых героев в фильме вроде бы как есть. Причем маленькие. Но они точно также, как и работа, появляются в эпизодах лишь периодически. В основном «друзья» предоставлены сами себе.

Если совместить вышесказанное, то получается, что в «Друзьях» показана повседневная жизнь людей, из которой за счет чего-то удалены самые сложные моменты вроде напряженного ежедневного труда на работе и такого же труда при воспитании детей. При этом их повседневность напрочь лишена негативного исторического контекста. То есть, в ней нет потрясений, войн, терактов и экономических кризисов. А для пущей обаятельности, картина, усилиями сценаристов, обильно сдобрена искрометным юмором и смешными ситуациями!

Чтобы лучше понять  с чем мы имеем дело, нужно посмотреть на сериал глазами рядового гражданина, например, нашей страны. Он большую часть будней торчит на работе, а потом возвращается домой и проводит время с детьми. В том числе и выходные. Он на своем веку что только не пережил! Развал страны в 90-ые, гиперинфляцию, разгул бандитизма, ужасные теракты, локальные войны, дефолт, кризис 2008-2009 года, спад экономики в 2015, наконец, пенсионную реформу и бог знает что еще! И вот он видит совершенно иную реальность!  Жизнь, которая с одной стороны очень похожа на его жизнь, но при этом с чертовски увеличенным и весьма увлекательным досугом! При этом вроде бы как и работа есть, и дети есть. И нет никаких внешних потрясений и экономических кризисов! Вполне вероятно, что рядовой гражданин скажет: «Чтобы я так жил!» А уж дети этого рядового гражданина, видя тяготы жизни родителей, точно скажут! Особенно при существующей системе образования и культурной политике государства.

Характерная картинка из интернета
Характерная картинка из интернета

Таким образом, первым слагаемым популярности сериала является привлекательность показанного образа жизни. Однако есть и второе слагаемое. Ведь понятно, что у зрителя вполне закономерно будет складываться ощущение, что он видит как бы повседневную жизнь рядовых американцев. Соответственно, в его сознании увиденный образ жизни будет ассоциироваться с США. Вот та страна, где образ жизни столь привлекателен, а следовательно и желателен. Но мало того, что он привлекателен, так он еще и принадлежит стране-победителю!

Напомню, годы выхода сериала, девяностые и начало нулевых - это золотое время для США. СССР, как основной конкурент, повержен. США являются единоличным мировым гегемоном. Глядя на такую картину, разве в головах у людей не может не родиться, казалось бы логичная мысль о том, что для достижения успеха в своей стране необходимо скопировать опыт гегемона? Еще как может!

Соответственно, мы получаем взаимное усиление двух слагаемых. Показанный образ жизни является одновременно и привлекательным и успешным. Разве кто-то столкнувшись с такой ситуацией может устоять? Это практически тоже самое, как сказать ребенку, что поедание конфет полезно для здоровья. Разве после этого его можно убедить в том, чтобы он их не ел? А почему нет? Ведь и вкусно и полезно! 

Вот мы и получаем огромное количество людей, которые хотят жить «как в америке». Очень-очень хотят. Так хотят, что готовы выполнять все рекомендации умных американских советников и их местных ретрансляторовов. Таким образом, культурные продукты начинают оказывать воздействие на политические и экономические процессы. А ведь это и есть классическая мягкая сила!

Термин «мягкая сила», если кто-то забыл, принадлежит американскому политологу-концептуалисту Джозефу Наю. Суть ее он выразил весьма просто: необходимо заставить объект доминирования «хотеть того, чего хотите вы». В интервью от 2019 года Най говорит еще более понятно: «Страна часто может добиться нужных ей результатов в мировой политике потому, что другие страны хотят следовать за ней, восхищаясь ее ценностями, подражая ее примеру, стремясь к ее уровню процветания и открытости».

Таким образом, по Наю, для того чтобы обеспечить собственное доминирование, необходимо, чтобы ценностями и образом жизни твоей страны восхищались, хотели жить так же, как и ты.  

В этом смысле «Друзья» — это безусловно яркий пример инструмента, при помощи которого достигалось всеобщее восхищение. А через это США лишь укрепляли свои позиции.

Ведь очевидно, что добившись статуса мирового гегемона, американцы захотели его закрепить. Вот это они и сделали, и сделали, надо это признать, блестяще! 

Но это лишь первый слой проблемы. Потому что, если копнуть глубже, то окажется, что предлагаемый образ весьма специфичен и адресует нас к другим концептам американских политологов, о которых имеет смысл говорить в другой раз.

#Друзья #Friends 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded