foxina_engineer

Categories:

Дисциплина, принуждение и насилие, или Интересный взгляд на элитное британское образование

Сколько не рассматривай тему семейно-бытового насилия (СБН), так или иначе упираешься в тему насилия как такового. В частности, возможно ли, например, воспитание полноценного человека, то есть образование, вообще без какого-либо насилия? Под насилием в данном случае следует понимать даже не какие-то формы физических наказаний, а простое принуждение. Понятно, что одним лишь принуждением вопрос не решить, но и без него ведь никуда.

Есть такая пословица: сначала детей учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать. А что, разве кто-то может сказать, что этого не нужно делать и ребенок всегда и в любой ситуации должен вести себя так, как он хочет? Любому, кто имел дело с воспитанием детей, совершенно понятно, что это не так. Но тем не менее кто-то так действительно считает. Иначе откуда все эти педагогические школы, которые считают любое навязывание и принуждение недопустимым? 

Самое интересное заключается в том, что постановка вопроса о том, что детей вообще нельзя принуждать, что принуждение — это фактически насилие (см. законопроект СБН) на удивление настойчиво, я бы сказал насильно, внедряется в мозги людей. 

Еще более интересно, что проект закона по борьбе с якобы насилием в обществе  пытаются в это самое общество внедрить через силу, то есть посредством самого оголтелого насилия!

При этом сторонники законопроекта СБН говорят нам о том, что проблема в конечном счете в нашей дремучей русской культуре. В этой связи я наткнулся на весьма интересное выступление философа с Украины. Оно для меня примечательно тем, что соответствующей позиции придерживается человек, который отстаивает в целом антисоветские взгляды и ориентирован про европейски. Естественно не так проевропейски как майдан (хочу кружевные трусики и в ЕС), а иначе. В общем в силу указанных обстоятельств данную позицию очень сложно списать на русскую дремучесть.

Лекция в целом посвящена ответу на вопрос о том, что такое философия — наука, искусство или образ жизни? Докладчик — Андрей Баумейстер (доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и практической философии Университета им. Тараса Шевченко, то есть одного из ведущих ВУЗов Украины). Баумейстер представляет свой доклад преподавателям философии. И в конце выступления звучит вопрос о том, что и как нужно изучать детям, о проблемах преподавания философии детям.  Я даю ссылку на последние несколько минут выступления, где звучит сам вопрос и ответ на него.

Приведу ответ:

«Понимаете, детям же не всегда приятно все это изучать, согласитесь. <смех в зале> Здесь возникает такой интересный момент. Это одна из таких дилемм очень сильных. В каком-то смысле изначально образование — это насилие. Это тонкая форма насилия. Потому что часто детям не хочется вообще прикладывать к чему-то усилия. Понимаете? Методика должна быть такой, что это тонкое насилие должно переходит в удовольствие. Ребенок должен понимать, что это ему начинает нравится. Многие дети подхватывают и им это интересно. Но еще большее количество детей требуют дисциплины»

Далее Баумейстер говорит, что дисциплина — это основное слово Канта, что для немецкого философа слова «дисциплина» и «цивилизация» фактически синонимичны. Цивилизация для Канта, по словам Баумейстера, — это когда все элементы человеческой жизни, начиная от поведения за столом и до политики и права, пронизаны дисциплиной.

Затем Баумейстер возвращается к детской теме: «... если ребенку впихивать... Читай Платона! А ему 12 лет. Это насилие. Да, но это должно быть искусство насилия. <смех в зале>».

Лично я не уверен, что ребенку в 12 лет нужно читать Платона. Но вопрос сейчас не об этом. Вопрос о соотношении насилия и воспитания, насилия и образования, насилия и формирования личности. В этой связи речь заходит об описании спецшкол, в частности об Итоне (Итонском колледже) то есть о элитной британской спецшколе, которая  является кузницей кадров этой страны.

Итонский колледж
Итонский колледж

Вот что говорит о ней Баумейстер:

 «Ну какому молодому человеку захочется утром в холод с голым торсом делать пробежки, затем в грязи играть в регби, потом Цицерона читать по латыни и читать Гомера по гречески? Ну кому это хочется? Ну что мальчику хочется больше? Ну играть. Но эти школы обладают таким авторитетом, и [все понимают], что это лучшие школы. Туда детей посылают, чтобы они мучились!  Они становятся маленькими монахами. А там у них еще холодно... <...> Они спят в очень аскетических вещах. Их заставляют стирать различия. Если ты сын короля, если ты принц, а это просто другой человек, то вы равные. Их учат не подчеркивать свое богатство или свой род, свою родовитость. Все они живут в аскезе. Есть много воспоминаний от бизнесменов и новых русских, которые туда попадали. И как их учили их одноклассники скромности. Их унижали, над ними издевались. Учили их прятать фирменные вещи, эти лейблы, потому что это было неприлично. Эти школы учат тому, что это неприлично. Но для этого нужно, чтобы школы обладали авторитетом. И тогда насилие воспринимается как счастье, как благо, если за ним стоит авторитет  и уважение к той институции, где будут над тобой насилие чинить»

Еще раз обращаю ваше внимание, что это говорит европейски ориентированный человек, профессор ведущего ВУЗа Украины в 2017 году. И говорит в качестве позитивного примера!

Я не знаю были ли действительно новые русские в Итоне. Почему бы и нет, наверное за деньги можно и там учиться. Однако, описание условий учебы в этом элитном учреждении очень похоже на те, что я слышал из других источников. В связи с этим получается весьма наглядная картина. То есть элиту учат в строгости, аскезе и дисциплине, фактически с применением принуждения, а значит и насилия! А простым людям говорят о необходимости дать полную свободу ребенку, что его нельзя ни в чем ограничивать, принуждать и т.д. В связи с этим возникает вопрос о том, в кого хотят превратить нас, наше общество и наших детей? В некую аморфную слизь, в людей без хребта, которыми будут управлять те, кто прошел подготовку в элитных учебных заведениях? И ведь понятно, что и человеческая сила, и знания окажется за этими элитариями! И тогда не трудно себе представить чем закончится противостояние одних и других. Выводы из такой ситуации сделать не сложно!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded